Каждый этап строительства основания под дом имеет важное значение для сохранения надежности и прочности всей постройки. От правильного создания песчано-гравийной «подушки», качественной гидроизоляции, соблюдения технологии армирования и заливки будут зависеть в равной степени долговечность и устойчивость фундаментной плиты или ленты. Часто возникают вопросы по поводу вариантов соединения прутьев в армокаркасе. В нашей статье речь пойдет о том, что лучше — вязать или варить арматуру для фундамента, а также об особенностях каждого способа.
Чтобы разобраться в вопросе, нужно понимать сильные и слабые стороны бетона. Это идеальный строительный материал, имеющий превосходные прочностные характеристики, при соблюдении пропорций во время замешивания довольно долговечный, с доступной ценой и пригодный для самостоятельного использования. Однако есть у него существенные недостатки:
Добиться нужной несущей способности и долговечности можно грамотной гидроизоляцией, а также помещением в заливку арматуры (сетки или каркаса — зависит от толщины фундамента), которая и будет принимать на себя дополнительные нагрузки. В каждом конкретном случае расчеты по размерам армокаркаса или армопояса выполняются индивидуально. Исходя из проектных данных (тип грунта, масса постройки, ветровые и снеговые нагрузки), специалисты вычисляют оптимальный Ø арматурного стержня, размеры ячеек, форму каркаса, а также способ скрепления прутов — это один из самых важных аспектов.
Строители предпочитают использовать простые, надежные и быстрые методы для того, чтобы скреплять арматурные стержни — ведь делать это приходится прямо на стройплощадке. На первый взгляд кажется, что сварить стальные пруты предпочтительнее и надежнее, а вязка занимает больше времени. Однако, подробнее разобравшись в данном вопросе, можно поспорить с этим утверждением.
При выполнении работ металлические компоненты, которые необходимо сваривать, нагреваются до температуры плавления при помощи электрода, и соединяются в неразъемное крепление. В процессе металл претерпевает некоторые изменения, влияющие на его свойства.
Под действием высоких температур в изготовленной из слабо легированной или углеродистой стали арматуре происходят необратимые процессы: структура может стать крупнозернистой, а иногда появляются и хрупкие участки. Кроме этого, когда сваривают металлические пруты, в них «выгорают» отвечающие за крепость добавки (тот же углерод). Свое влияние оказывают и температурные условия — при слишком быстром остывании эти факторы усиливаются. В результате место, где сваривают металл, и прилегающая зона становятся менее прочными, хуже сопротивляются ударным и деформационным нагрузкам, что абсолютно недопустимо для фундамента плиты или ленты. Чтобы правильно варить при строительных работах, их проводят строго в соответствии с ГОСТ 14098 и СП 63.13330. Главной рекомендацией нормативных документов является указание варить только те марки стали, у которых в маркировке есть буква C — такие виды металла после проведения сварочных работ не изменят свою структуру и сохранят первоначальные свойства.
Кроме использования тех арматурных сталей, которые можно сварить, существуют и другие варианты экономически целесообразного и технологически оправданного применения данного способа соединения:
Окончательное решение о способе крепления принимается проектной организацией в каждом случае отдельно.
Сварка арматуры для фундамента, хотя и используется с ограничениями, обладает несколькими важными достоинствами:
Однако недостатков у методики также немало. Чтобы сваривать армокаркас, нужен аппарат, электроды, возможность подсоединения к сети. Сварщик должен иметь профессиональные навыки и опыт — в противном случае крепление будет непрочным. А проверить его на месте без соответствующих приборов (например, ультразвукового дефектоскопа) самостоятельно не получится.
Стержни скрепляют под углом 90° при помощи обожженной (более прочной и пластичной) проволоки толщиной 0,8-1,5 мм. Для этого используют вязальный пистолет (дорогой профессиональный инструмент) или, что проще и дешевле, специальный крючок. При желании его можно сделать из 150 мм гвоздя или сварочного электрода 3-4 мм — согнуть, а для облегчения процесса подсоединить к шуруповерту. Процесс вязки очень прост:
Это способ вязки для горизонтального узла, вертикальный (например, для ленточного фундамента) выполняют по похожей схеме, но проволоку продевают не диагонально, а под находящимся снизу узла прутом и выводят наверх.
Главный плюс этого метода — создание вязаных узлов, которые обладают определенной степенью податливости. Отрезки прутов становятся способны к ограниченным взаимным смещениям, при этом общая конструктивная целостность каркаса остается неизменной. Такая податливость позволяет фундаменту перераспределять локальные нагрузки более эффективно и быстро адаптироваться к небольшим деформациям основания. Поэтому опасность концентрации напряжения в бетоне снижается, как и вероятность образования трещин, возникающих из-за температурных деформаций или неравномерных осадков. Железобетонный фундамент при использовании данного метода получает возможность выдерживать слабые деформации без риска разрушения, при этом несущая способность узла не страдает. А это — очень ценное свойство при строительстве на пучинистых или неоднородных грунтах. Кроме этого, вязка имеет и другие преимущества:
Минусов у методики практически нет, за исключением того, что нельзя вязать каркасы под здания с высокой массой и из тяжелой арматуры.
Теперь вы знаете, почему нельзя сваривать арматуру при возведении оснований под частные дома с низкой этажностью и на слабых пучинистых грунтах. Прямого запрета на такой способ крепления нет, однако для каждого проекта стоит провести оценку факторов «за» и «против» с учетом индивидуальных особенностей. Если сравнивать оба метода, то вязка получает некоторое преимущество. Ведь ее при должной сноровке и наличии нужного приспособления сможет выполнить без потери скорости практически любой. А вот чтобы сварить армокаркас, как минимум нужны квалифицированный сварщик, специальное оборудование и подключение к сети. Это увеличит затраты и даже может замедлить строительство.