Важно! Необходимо обратить внимание на стойкость и ровность защитного покрытия — это может быть цинковый состав или двухкомпонентная грунт-эмаль.
Если вблизи дачи или загородного коттеджа имеется водоем, то в план благоустройства участка обязательно включается строительство причала. Такое сооружение — не только швартовка для лодки, но и дополнительная зона отдыха, удобное место для рыбалки, а при хорошем оформлении еще и приятный глазу элемент декора. В статье мы рассмотрим, как сделать пирс на винтовых сваях самостоятельно, на что обратить внимание при выборе опор, как определить их число и шаг установки, порядок монтажа, преимущества и недостатки данной технологии.
Свайно-винтовая технология — самый удобный, быстрый и надежный способ строительства на воде, позволяющий устанавливать самые разнообразные типы:
После выбора подходящего вида следует определиться с его размерными характеристиками и параметрами стальных опор.
Производство предлагает широкий выбор металлических столбов разных типоразмеров (Ø ствола). При возведении причалов используют следующие модели:
Следующий по важности параметр при покупке — длина изделий. Она складывается из нескольких величин: глубины погружения в грунт, уровня воды в водоеме, высоты фундамента над поверхностью воды, монтажного отверстия (10-15 см). Стальные опоры с винтовым наконечником погружают в грунт до достижения плотного пласта ниже точки замерзания. Если уровень воды промерить легко, то точно узнать, на какую глубину их нужно закручивать, можно только при геологическом исследовании. Приблизительные данные можно узнать у соседей, которые уже построили помост на сваях. При плотном дне обычный показатель составляет 1,5-2 м, при илистом может достигать 4.
Важно! Необходимо обратить внимание на стойкость и ровность защитного покрытия — это может быть цинковый состав или двухкомпонентная грунт-эмаль.
На интервал установки столбов надземного сооружения влияют весовые нагрузки, особенности конструкции, характеристики грунта. При возведении надводного объекта к этим факторам добавляются скорость и направление течения (если это речка), особенно в ледоход, уровень поднятия воды, состояние дна. При строительстве пристани на винтовых сваях можно остановиться на одном из стандартных значений:
Во время проектирования учитывают все особенности как самого объекта, так и грунтовых условий. Для точек с повышенной нагрузкой может быть предусмотрено дополнение к основной схеме в виде добавочных столбов.
Перед составлением проектных чертежей необходимо точно знать величину нагрузок, воздействующих на опоры, чтобы рассчитать их количество. Исходными данными для расчетов являются:
Пример. Площадь настила составляет 20 м² (2×10 м). Выбраны стальные опоры Ø 76 мм (допустимый вес на 1 изделие 1500 кг). Вес стройматериалов 4500 кг. Полезная нагрузка 150 кг/м², ветровая 180 кг/м² (данные из справочника), коэффициент надежности 1,3.
Расчет. (20×150 + 20×180 + 4500)х1,3 : 1500 = 9,62 (округляем до 10). При интервале 2 м потребуется добавить еще 2 опоры — итого 12 штук.
Летом для строительства нужны понтоны и телескопическое оборудование. Поэтому изготовление причала на винтовых сваях своими руками на реке или озере намного удобнее и дешевле проводить в зимний период, когда образуется толстый лед.
Разметку выполняют с помощью колышков и бечевки, отмечая каждую точку расположения стальных опор. Когда все вешки установлены, начинают закручивание: на отмеченном месте сверлят лунку, погружают в нее сваю до упора в дно, строго контролируя вертикальность ствола. В технологические отверстия продевают рычаг и с двух сторон с нажимом вращают. Иногда плотный пласт находится глубоко или свая проваливается глубже, чем предусмотрено проектом, — в этом случае к верхушке ствола приваривают удлинитель и продолжают завинчивание. По достижении наконечником проектной глубины (вращение становится очень трудным) прекращают погружение и переходят к следующей точке. Все установленные столбы подрезают после горизонтального выравнивания с помощью нивелира, внутрь засыпают ЦПС, сверху приваривают оголовки. Сварные швы покрывают защитной грунт-эмалью.
Применение бруса (100×100 или 100×150) для сооружения ростверка не исключается, если дерево хорошо пропитано антипиренами и антисептиками. Однако чаще всего для соединения верхушек опор используют швеллер — металлическая обвязка намного прочнее и долговечнее деревянной. Стыки проката должны приходиться точно на середины верхушек, затем приваривают лаги, к которым позже будет крепиться настил. Места сварки также обрабатывают эпоксидной грунтовкой. Для придания устойчивости делают дополнительную обвязку — уголком крест-накрест.
Самый практичный вариант — монтаж ДПК (древесно-полимерного композита), который способен служить без обработок до 25 лет. Готовые планки стандартной ширины нарезают на отрезки, отмерив длину, края покрывают краской или защищают после установки металлическим профилем. Крепеж — оцинкованные саморезы, устойчивые к действию влаги.
Если в проект заложено наличие перил и навеса, их также чаще всего делают из металлопроката. Оптимальный вариант — установка уже готовых секций, к которым позже будет привинчено покрытие. Завершающий этап — окрашивание всей конструкции и (обязательно) мест сварки и срезов металла.
Внимание! Обвязка, настил, перила, навес могут быть изготовлены из древесных или других материалов. При этом следует помнить об обработке их от влажности и возгорания, а также использовать покрытый защитным составом крепеж.
Технология использования винтовых свай для причала обладает массой положительных сторон:
Единственный недостаток технологии заключается в невозможности строительства на каменистых или скалистых участках.
Свайно-винтовой фундамент — идеальный вариант для устройства небольшой пристани. Конструкция показала себя надежной, долговечной и доступной в ценовом отношении. Процесс ее установки непростой, со множеством технологичных тонкостей, требующий внимательного отношения и специализированных знаний. Особое внимание следует обратить на антикоррозийную защиту столбов. Строительство пирса на винтовых сваях может быть выполнено самостоятельно, однако при сомнениях в своих навыках лучше доверить проведение работ профессионалам.